На оборудовании для переработки полимеров для контроля температурных режимов, широко используются термопары и термоконтроллеры(ТРМ), соответственно иногда возникают с ними проблемы.

Самая распространенная проблема у термопар это завышение или занижение температуры, зачастую очень сильные. Такое явление зачастую связано с замыканием проводов термопары на массу или замыканием между собой.

Чтобы убедиться что проблема в термопаре, а не в термоконтроллере необходимо на проблемную ТРМ подсоединить термопару с соседней зоны. Тем самым мы отсекаем возможность неисправности самого термоконтроллера, если проблема устранилась  значит проблема в термопаре или в проводке от термопары до термоконтроллера. Далее, чтобы сузить круг поиска отсоединяем термопару на колодке от проводов ведущих к термоконтроллеру и подсоединяем к ТРМ. Если проблема устранена  то ищем ошибки в проводке, такие как замыкание на массу или замыкание проводов между собой.

Важно: термопара может подсоединяться к удлиняющим проводам - скруткой, обжимом, но ни в коем случае не пайкой!!!

Если проблема осталась то ищем замыкание на термопаре. Обычно замыкание происходит в самом защитном колпачке термопары, этот самый колпачек необходимо аккуратно снять. Контакты термопары обычно спрятаны в кембрике из стекловолокна, который может рассыпаться от постоянного воздействия высокой температуры или может быть просто некачественный монтаж при сборке. Для изоляции используем обычную ленту фум, это будет у нас наподобие термостойкой изоленты, так как лента фум изготавливается из фторопласта она выдерживает довольно высокую температуру порядка 400оС. Если провод термопары испытывает постоянные изгибы в определенном месте или трется о какие нибудь механизмы или корпуса, то это второй вероятный участок замыкания. После того как заизолировали контакты, одеваем колпачек обратно и аккуратно обжимаем стараясь не повредить изоляцию проводов термопары. Важно помнить что сама термопара не выходит из строя, не ломается, там ломаться нечему.

Вторая распространенная проблема  это недобор температуры нагрева или вообще отсутствие нагрева. Обычно иллюзия нагрева создается за счет соседних зон нагрева если таковые имеются.

Следует обратить внимание на датчик нагрузки тэна (тэнов), если на термоконтроллере горит лампочка нагрева, а нагрузки нет, то это неисправен пускатель включающий питание тэнов. Следует заменить неисправный пускатель. Возможно также что по цепи управления пускателем где-то произошел обрыв.

Третья довольно  частая проблема - перегрев.

На термоконтроллере горит лампа ALM , но датчик нагрузки тэна показывает что на тэн подается напряжение. В 99% случаев это неисправно реле внутри термоконтроллера. В  термоконтроллерах стоят миниатюрные закрытые реле, управление пускателем нагрева тэна подключено на нормально замкнутые контакты. При сгорании катушки управления реле тэны получается постоянно подключены, а на термоконтроллере горит лампа ALM , т.е. нагрев должен прекратиться, но так как катушка сгорела контакты в реле не переключаются. На термоконтроллере обычно под лицевой панелью находятся защелки, благодаря чему можно извлечь плату термоконтроллера не отключая его. Реле в них стоят обычно на 12 или 24 вольт, на самой плате под реле нарисована разметка выводов, купить такие реле в магазинах радиодеталей не создает никаких проблем. Найти это реле внутри ТРМ также не составляет проблем, управляющие выводы подключены к соответствующим контактам на корпусе ТРМ.

То же самое может происходить и с вентиляторами охлаждения, особенно на 2 - Хпоследней зоне нагрева шнеков. Только здесь может наблюдаться разная картина, как постоянная работа вентилятора, так и его не включение. Но чтобы делать такие выводы необходимо убедиться в работоспособности самого вентилятора. Это зависит от конструктивного исполнения ТРМ и подключения вентилятора.

Если оторвался (обломался) провод термопары - не беда! ситуацию можно исправить с помощью обычного сварочного аппарата и графитового стержня. Сначала аккуратно снимается наконечник термопары, обрезается провод в месте обрыва, снимается изоляция с проводов примерно 10 -15 мм, концы скручиваются между собой. Затем берётся графитовый стержень (удобно использовать обычную графитовую щётку от электродвигателя) и подсоединяется к "держаку" сварочного аппарата, а к "массе" подсоединяем оба провода термопары. 
Ток сварки на сварочном аппарате выставляется на минимум (ведь нам надо спаять два тоненьких проводка) и кратковременным замыканием свариваем оба провода с образованием маленькой капельки сплава двух металлов, замыкание должно быть именно кратковременным на доли секунды.
Если с первого раза не получилось, получится со второго, третьего раза!
После этого надо на капельку сплава одеть стеклотканевый кембрик, или на крайний случай обмотать лентой ФУМ для предотвращения короткого замыкания на массу, затем можно одеть на место снятый наконечник термопары аккуратно обжав его.
Таким не сложным способом можно восстановить практически любую термопару с обрывом.

Если данные решения не помогают , то возможно надо заменить термопару или термоконтроллер, а иногда просто перепрограмировать ТРМ. Про изменение параметров и настроек ТРМ в будущем будет создан отдельный раздел, т.к. разновидностей термоконтроллеров огромное множество и это потребует времени для сбора информации.