Частотные преобразователи, они же "частотники", они же фазовые инверторы используются в разнообразном экструзионном оборудовании для регулировки частоты вращения двигателей. При эксплуатации экструзионного оборудования иногда с ними возникают проблемы, а иногда необходимо увеличить максимальные обороты электродвигателя.
Частотные преобразователи позволяют поднять максимальные обороты двигателя на 20%, а в некоторых моделях на 40% относительно номинальных рабочих оборотов. Такая необходимость иногда возникает при модернизации оборудования. Увеличивая производительность экструзионного оборудования или в результате конструкторских просчётов, бывает необходимо увеличить максимальные обороты электродвигателя. В таких случаях часто менее затратным и быстрым способом является увеличение максимальной рабочей частоты электромотора управляемого фазовым инвертором.
Практически на любую модель частотного преобразователя можно найти в интернете на сайте производителя инструкцию по программированию. Если не найдётся на русском языке, то со 100% вероятностью будет на английском языке. С помощью инструкции можно поднять максимальную рабочую частоту с 50 Гц до 60 Гц, а в некоторых моделях и до 70 Гц. Таким образом максимальные обороты электромотора увеличиваются примерно на 20-40%. Почему примерно? Да всё потому что зависимость оборотов от рабочей частоты не линейная, но практически таковой является.
В целях увеличения срока эксплуатации частотного преобразователя необходимо хотя бы раз в месяц продувать сжатым воздухом радиатор охлаждения расположенный в задней части корпуса. Заодно можно продуть корпус полностью. Меньше пыли - меньше проблем! Почему необходимо продувать радиатор? На этом радиаторе закреплён так называемый IGBT-ключ. Через него и происходит управление электромотором. Соответственно он выделяет много тепла и очень сильно греется. Как и любой полупроводниковый прибор он не выдерживает высоких температур!
Красным цветом выделен IGBT ключ, самый массивный элемент силовой платы, монтируется на радиатор, для лучшего теплоотвода применяется термопаста
Зачастую на корпусе и радиаторе установленны воздушные вентиляторы принудительного охлаждения. Их также необходимо проверять периодически на предмет работоспособности. В случае необходимости их можно легко найти практически в любом компьютерном магазине или магазине радиодеталей. Благо их сейчас продаётся великое разнообразие.
Если управление частотным преобразователем происходит ручным способом, а не с помощью PLC контроллера, часто из строя выходит потенциометр (переменный резистор). Да, да, это и есть ничто иное как многооборотный переменный резистор. Управление может быть как с внешнего потенциометра, так и с выносной панельки инвертора. Способ управления задаётся в сервисном меню частотного преобразователя. Если вышел из строя внешний, можно переключить на управление с выносной панельки. При выходе из строя потенциометра на выносной панельке и отсутствием внешнего, можно его установить самостоятельно. Для этого подойдёт переменный резистор сопротивлением 10-15 кОм. По схеме в инструкции он легко подключается к "частотнику". Ищем в инструкции параметр способа управления и меняем его на управление с внешнего потенциометра.
съёмная панель частотного преобразователя, красной стрелкой отмечен потенциометр
Часто бывает выскакивает ошибка на преобразователе при запуске, хотя до остановки всё было нормально. После проверки кабелей и протяжки всех клемм они практически всегда пропадают. На многих моделях они расшифровывается как ошибка при перегрузке. Для того чтобы избежать таких неприятных ситуаций необходимо раз в 3-4 месяца протягивать все клемные соединения кабелей, а также визуально проверять их целостность.
При управлении частотным преобразователем с внешней выносной панельки бывает пропадание управления. При этом возникает ощущение что он вышел из строя. Зачастую проблема таится в плохом контакте разъёмов кабеля. Стоит всего лишь проверить полностью ли вставлен кабель в разъём и на месте ли винты крепления штекера к разъёму.
задняя часть выносной панели управления частотного преобразователя, видно гнездо подключения кабеля и сам кабель
Следующий неприятный момент потребует замены или ремонта частотного преобразователя. При включении управления двигателем отображается ошибка, а двигатель не трогается с места. В лучшем случае это вышел из строя электромотор. В худшем - прозошёл пробой фазы на массу в самом частотном преобразователе. Для проверки придётся разобрать инвертор и проверить сопротивление входов и выходов силовой части IGBT ключа на массу. Найти этот IGBT ключ не составит труда, это самая большая радиодеталь в частотном преобразователе. Если произошёл пробой одной из фазы - придётся его заменить. Но и здесь не всё так просто. Стоимость IGBT ключа зачастую доходит до 30% стоимости самого частотного преобразователя. Да и найти их в России бывает не очень просто. Зачастую легче просто купить новый "частотник" и заменить его.
При любой неисправности в первую очередь следует проверить сначала работоспособность электромотора, целостность кабелей и клемм. А уже после этого копаться в самом частотном преобразователе. А также следует соблюдать правила техники безопасности и не забывать про профилатические работы.
{jcomments lock}